« Здоровая образовательная среда – здоровый ребенок»
В дошкольном детстве закладываются основы общей культуры личности, компонентом которой является культура здоровья. Ситуация в обществе требует от воспитателя дошкольного учреждения нового уровня профессионализма как специалиста по развитию ребенка, инновационного взгляда на проблему здоровья и решительных действий, позволяющих создать прочный фундамент здоровья ребенка.
Полноценная работа в данном направлении возможна при условиях организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном и школьном образовательных учреждениях. Учитывая тот факт, что в последние годы наблюдается динамика увеличения числа детей, поступающих в дошкольные учреждения с различными заболеваниями и проблемами психического развития, коллектив МАДОУ детского сада № 6
« Василек» г.Янаул ( как и многие другие образовательные учреждения), разрабатывая данную проблему, считает приоритетным направлением своей работы – здоровьесбережение.
В нашем детском саду реализуется технология инновационной деятельности здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения. При организации здоровьесберегающей среды коллектив ДОУ №6 тесно контактируют с семьями воспитанников и педиатрической службой района.
Механизм формирования здоровьесберегающей среды в ДОУ представляет собой комплекс взаимодействия медиков, педагога психолога и педагогов, позволяющий воспитателю и воспитаннику выбрать наиболее оптимальный способ взаимодействия в воспитательно-образовательном процессе, соответствующий физическому и психическому состоянию ребенка.
Современная педагогическая практика дошкольных учреждений требует обновления содержания и технологий воспитания здоровой личности ребенка. Здоровье – важнейшая предпосылка формирования характера ребенка, развития сильной воли, активности, природных задатков и способностей. Реализация здоровьесберегающей деятельности МАДОУ – это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физического воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса.
Профилактическое направление включает в себя обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий, выполнение сангигиенического режима, проведение обследования по скрининг программе и выявление патологий, предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики, проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное направление ориентировано на организацию здоровьесберегающей среды в ДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья различными методами диагностики, уровня психологического развития, разработку и внедрение индивидуальных линий сохранения и укрепления как психологического, так и физического здоровья, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров, пропаганда здорового образа жизни.
Каждый блок технологии имеет свое содержание.
Основными разделами оздоровительной работы в ДОУ являются организация рациональной двигательной активности детей, реализация системы эффективного закаливания, применение в работе психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.
Все основные направления оздоровительной работы построены на основе учета возрастных морфофизиологических особенностей детского организма, индивидуальных показателей здоровья и развития. Медикопедагогический контроль за организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующая ДОУ, медсестра, врач, закрепленный поликлиникой, старший воспитатель. Данные оформляются в специальном журнале с указанием выводов и предложений. Для реализации существующей системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.
Введены дополнительные услуги: музыкально- театральная деятельность, изодеятельность. Обеспечены условия для предупреждения травматизма – соблюдение техники безопасности при организации воспитательно- образователоного процесса. Проводится своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ, ремонт медицинского блока, прогулочных площадок, групповых помещений. Для обеспечения воспитательно-образовательного процесса приобретены необходимые учебно методические пособия.
Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха. Таким образом, можно отметить, что оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.